Read Manga Mint Manga Dorama TV Libre Book Find Anime Self Manga GroupLe

Рецензия на мангу Убить сталкера

Оценка автора: 9/10
Дата написания:

Оцените рецензию

Видимо, тому, кто дочитает мою рецензию до конца, можно будет смело поставить памятник, потому как писать я буду много, поскольку эмоции зашкаливают и надобно их выплеснуть. Разделю свою рецензию на две части: в первую включу свое мнение относительно того, стоит ли читать и чего следует ожидать от прочтения; и во второй будет куча спойлеров. Повторюсь, эмоции переполняют, и мне нужно ими поделиться.

Итак, Убить сталкера — это произведение жестокое и драматическое, и это уже, полагаю, и так всем понятно. Однако тут нужно сделать ремарку, поскольку бывают произведения драматичные, трагичные и т. д.,после которых вы можете всплакнуть, испытать легкую светлую грусть, возможно, даже посетовать на несправедливость судьбы. Если вы пришли сюда за этим — ЗАБУДЬТЕ. Если вы еще и проникнитесь данной манхвой, в конце у вас будет ощущение словно там выкрутили, именно выкрутили, высверлили все внутренности и вы сидите с распоротым брюхом. Вам не будет плохо, вам будет хреново. Любители треша его тут без сомнения найдут, но уже с середины все начнет меняться, и незаметно для себя (так по крайней мере произошло со мной) проникаешься героями и уже не можешь решить, на чьей же ты стороне. Манхва очень нестабильна (что и задумалось), тем самым отражая характер Сану и его отношения с Юм Бумом в целом. ТАК О ЧЕМ ЖЕ ЭТА МАНХВА? Я ответила для себя на этот вопрос. Она о безысходности. Ну или по меньшей мере этот лейтмотив пронизывает всю ее от начала и до конца. О той безысходности, что проникает под подкорки вашего мозга и пожирает изнутри вашу душу, от которой становится тошно и выворачивает наизнанку. Это одна из тех работ, проникнувшись которыми вы будете часами ходить, раздумывая и обмозговывая произошедшее, и которая не отпустит вас еще долгое время. Возможно, даже где-то перевернет ваше мировоззрение. Кстати, если вы пришли сюда за моралью по принципу добрый и недобрый и эволюцией персонажей из состояния недобрых в добрых, где вы будете всей душой им сопереживать, то, боюсь, вам скорее всего не сюда.

ОСТОРОЖНО!!! ВЕЛИКОЕ ЗАСИЛЬЕ СПОЙЛЕРОВ!!

Начала я читать эту работу, желая погрузиться в нечто кровавое, трешовое и злое и получить порцию драйва без особой эмоциональной привязки и эмпатии по отношению к главным героям: просто окунуться в сюжет, где царит мрак и беспредел, имеется жертва стокгольского синдрома, ее садист и мораль, что добром подобные отношения не заканчиваются. Знаете, вся прелесть этой манхвы в том, что поначалу все развивается так, как и ожидалось. Здесь я отнюдь не имею в виду, что начало вялое, штампованное и клишированное. Оно достаточно бодрое, и сразу окунает вас в пучину безумств главных героев. Я имею в виду, что в начале, скажем, идет разговор полицейских, где упоминается убийство семьи Сану, и ты автоматически делаешь вывод, что это, разумеется был он. Моя изначальная мысль была — вследствие врожденной психопатии. По мере развития сюжета идут флешбеки того, как со стороны отца было много физического абьюза в сторону матери Сангву. Да, достаточно стандартно. А вот, черт возьми, и нет. Ибо здесь что на картинах Босха: смотришь, вроде стандартный такой пейзажик. Потом уже, вглядываясь, понимаешь, что вывернуто все наизнанку. Нехило пробирает момент, где показывают те же самые флешбеки, но уже с недостающими, новыми кусочками. И все выворачивается наизнанку. На самом деле мать в силу каких-то психических расстройств, характера и т. д. испортила ему детство, навсегда травмировав психику. А отец, пытаясь защитить ребенка и спасти ситуацию, избивал ее, не в силах найти лучшего решения и будучи так же несостоятелен как родитель.

Хочу сразу отметить, что не отношу себя к толпе буйствующих яойщиц, потрясая кулаками и крича, что «бьет- значит любит». Да, несомненно, отношение Сангву особенно в начале манхвы заставляет всколыхнуться волосы на вашей голове. Многие пишут про стокгольский синдром. Тут штука в том, что Юм Бум был влюблен в Сану до всех этих избиений и жестокости с его стороны. То есть он не влюблялся в своего мучителя только из-за того, что тот был этим самым мучителям, не убившим его, и поэтому сердце Юм Бума преисполнилось к нему безмерной благодарности за то, что тот его не прикончил. Я не рассчитывала на романтическую составляющую. При прочтении отзывов у меня сложилось стойкое ощущение, что те, кто ее усмотрел, просто хотят выдать желаемое за действительное. Уж слишком разнились мнения. И на самом деле манхва про маньяка-психопата и его жертву, страдающую стокгольским синдромом. Если говорить про начало манхвы, то там, разумеется, никакой любви нет и в помине. Со стороны Сану есть только желание манипулировать и истязать, самоутверждаясь за счет этого. В некоторых моментах он произносит, что Юм Бум, дескать, его любит, а за сим обязан сделать то-то и то-то. То есть по сути тот для Сангву новая, интересная игрушка. Ну а сломается, да и шут с ней. Далее неожиданно следует период, где его отношение к Юм Буму меняется и он чуть ли не пылинки с того начинает сдувать. От такого поворота событий Юм Бум немного приохреневает, и они все больше разлучаются с крышей. Здесь в принципе тоже ясно, что произошло это не от внезапно вспыхнувших к Буму чувств. Скука, элементарная скука. Возможно, еще желание проверить искренность чувств паренька, в которую он и не особо верил. Привет мамке, обманувшей и предавшей все его детские надежды и чаяния. Юм Бум же, осознав что Сану за фрукт, решает, что нужно подобру-поздорову уносить ноги, за чем следует блестящий по своему психологическому накалу момент, где у него случается некое помешательство рассудка, проще говоря, его начинает неистово глючить. Причем, тут он не знает уйти или не уйти опять же не из-за великой любви к Сану(Тоже мне стокгольский синдром. Он бы просто преспокойно продолжал сидеть на кухне, обожая своего мучителя, а не мечтал сбежать, попутно всадив тому нож промеж глаз и попытавшись еще и отравить до этого), а банально из-за инстинкта самосохранения. Он понимал, что, поймай Сангву его во время побега, он - труп. А когда тот все-таки его ловит, Юм Бум всеми силами отбивается, орет и зовет на помощь. В общем делает все то, что никак не пристало почтенной жертве данного расстройства.

У меня сложилось стойкое ощущение, что вплоть до возвращения Сану домой после убийства дядюшки Бума он продолжал испытывать последнего на прочность, подсознательно ожидая от всех вокруг предательства и каверз (снова горячий привет от мамки) и не собираясь иметь долгие, доверительные и любящие отношения. Сану словно хочет (осмысленно или скорее подсознательно) довести Юм Бума до осознания того, что тому лучше будет бежать быстро и без оглядки, демонстрируя тому все более и более жуткие ужасы — плоды своего больного воображения (игра на выживание в карты, эпизод, где он провоцирует Бума на убийство девушки, и наконец убийство его дяди). Кстати в последних двух эпизодах Юм Бум будто освобождается от своего прошлого, как мы тошнотворно это не звучало. Но при этом постепенно, сам того не замечая, притираясь к тому все больше и больше. Кстати еще очень хочется вспомнить момент в полицейском участке, где приняв за дело всей своей жизни убедить Юм Бума, что тот жертва абьюза, на вопрос, почему тот не желает бежать куда глаза глядят от своего мучителя, бросившись на шею своего спасителя и попутно орошая ее слезами благодарности, вполне резонно задает ему встречный вопрос: «А вы сможете поцеловать или спать с таким как я?» Кстати, меня на этом моменте тоже так нехило встряхнуло, прям до слез. Не помню, откуда цитата. Что-то типа, настанет тот день, когда дверь моего дома будет открыта, но ты уже сам не захочешь уйти. Еще приходят на ум слова Маркиза де Сада, что всяк мазохист найдет своего садиста. В принципе эту фразу можно рассматривать в рамках отношений ведомый и ведущий. Если бы психика Сану была менее повреждена, то все бы сложилось несколько по-другому. И тут манга подошла к тому моменту, где я просто неистово желала этим двоим счастья — просто человеческого счастья. НО в то же самое время я понимала, что это невозможно и даже не потому, что Сангву заслуживал наказания за все свои преступления, а потому что здесь понимаешь, что он уже не сможет нормально функционировать в обществе. «Так как же убить кого-то не убивая его?» - вопрошает Сангву Юм Бума. А вот он и ответ: повредить его психику настолько, что он уже не сможет нормально функционировать как личность не только в рамках общества, а вообще никак. Чего и добилась мать Сану. Не даром Сану все напевает песню Killing me softly with this song. Ее песня постепенно свела его с ума. Ну так вот Юм Буму, не способному управлять собственной жизнь, требовалось присутствие в ней сильной фигуры — человека, который смог бы заботиться о нем, защищая и оберегая от этого страшного мира. Сану был единственным, кто принял и полюбил того, каким он есть, и в присутствии которого на Бума уже не смотрели с высока. По поводу бесконечных споров о том, любил ли, не любил ли Сану Юм Бума, сама мангака ответила, что все объясняется в последней главе. То есть в той, где Сану в последние часы своей жизни и до самого конца отчаянно продолжал звать того. Самому же Сану (И давайте не будем забывать о наследственности. Гены не пропьешь. А пошел он явно в мать, унаследовав ее навыки манипулировать людьми, изворотливость и психическую нестабильность) был нужен человек, способный подстроиться под него, практически лишенный агрессии, с которым бы он чувствовал себя доминантом. Я не вижу здесь истории о жертве, чудом спасшейся из лап психопата, которая вдруг поняла, что теперь она свободна, и все изменится к лучшему. Да, в какой-то момент он решает (срабатывает инстинкт самосохранения, чтобы защитить его психику от всего пережитого. Когда Сану на его глазах уже окончательно сходит с ума, и Бум это ясно понимает, но все его существо это, похоже, отрицает особенно после того как их отношения наконец вошли в спокойное русло. Мангака показала это так, что он забывает лицо Сану словно бы того и не было никогда), что хочет избавиться от всего, что связывало его с Сангву и двинуться дальше. А дальше... он понимает, что этого самого дальше для него без Сану и не существует. И не потому, что тот повредил ему психику. Она была нехило повреждена и до Сану (привет дядюшке и добровольно закрывающей на все глаза бабуле). А потому, что без него Буму было не выжить в этом мире. При прочтении ты вместе с ним осознаешь это в моменте с таксистом, когда он задается вопросом, почему же его никто ни во что не ставит. В то же время его накрывает тоска по любимому человеку. А на тебя накатывает тоска, что ничего уже нельзя изменить и помочь никак нельзя. Только в сказках любовь способна вылечить все недуги и душевные раны. В реальности подобные психические травмы уже ничем не лечатся. И все же Сану пытался найти этот свет в конце тоннеля в лице Юм Бума, однако в его воспаленном разуме этот свет искажается, снова и снова принимая образ матери, пытающейся его отравить. Момент с пересчитыванием таблеток тоже выворачивает наизнанку. И Сану снова и снова продолжает убивать и истязать девушек, каждый раз убивая свою мать своими собственными руками. Ибо она лишила его такой возможности, добровольно напоровшись на нож. Эта работа мало напоминает «Преступление и наказание» Достоевского. Сану не мучается угрызениями совести и сомнениями по поводу правильности убийства. Его не сводят с ума призраки его жертв. В силу своей социопатии, вызванной крайне нездоровой обстановкой в семье, он не способен эмпотировать от слова совсем. Его психика повреждена уже до точки невозврата. Сводит с ума Сану призрак его собственной матери, которая, посадив цветы зла, теперь пожимает обильные плоды, уже даже будучи лишенной физической формы. Незримо следуя за своим сыном по пятам и все сильнее сводя его с ума.

Для меня еще символичен тот момент, где показана встреча этих двух в глубоком детстве, когда Сану плакал, а его мать даже не пыталась или была не в состоянии его успокоить. Как будто Юм Бум был единственным, кто мог его успокоить и заставить улыбаться. По большому счету так и есть. Когда Сану был в адекватном состоянии, они прекрасно сосуществовали рядом, прекрасно дополняя и принимая друг друга.

Ну и теперь главный вопрос: имеют ли такие отношения право на существование равно как и такие люди? Из манхвы я вынесла для себя следующий ответ: а кто я вообще такая, чтобы решать, что и кто имеет право существовать, а что и кто - нет. Каким еще мог стать Сану, принимая во внимание его детство и воспитание? Могло ли и правда из него вырасти что-то другое? Пожалуй, нет. Могу привести в качестве примера свою скромную персону, в детстве которой также присутствовала деспотичная и тираническая фигура в лице бабушки. Из-за чего у меня крайне рано проявились психические отклонения. А еще я долго не могло адаптироваться в социальной среде. Как и Юм Бума меня нигде не принимали, считая странной. В какой-то момент я стала всех ненавидеть, желая смерти своим обидчикам. Если бы моя психика не оказалась настолько гибкой и более поврежденной...Ну тут уже сплошные догадки. Однако в какой-то момент у меня что-то щелкнуло, я научилась сносно существовать в обществе и встретила свою любовь. При этом в те моменты, когда в моей голове что-то перемыкает, я могу быть вербальной абьюзивной в достаточной мере. Пограничное расстройство - ничего не попишешь. Но простила себя. Мне гораздо легче и дышать. При этом я очень люблю своего мужа, да и он вряд ли остается рядом со мной потому, что является жертвой стокгольского синдрома. При этом я отнюдь не умаляю страданий, пережитых жертвами абьюза, где тот присутствовал просто потому, что их мучитель просто наслаждался самим процессом их истязания. Я к тому, что у всех разные ситуации, и чего вы еще можете ожидать от людей, перенесенных тяжелую психологическую травму и из-за этого испытывающих проблемы в отношениях. Долгая, противоречивая и скользкая тема. У меня есть еще друзья - пара, которые безумно друг друга любят. Но при этом он ей по-пьяни руку ломал и дрались они... Я этого раньше не понимала... Зачем отношения такие? А потом на себя взглянула со стороны. Психологический абьюз с моей стороны, их физический — какая разница. Чем я-то лучше? Сейчас у них вроде все хорошо. Вот уже долгое время. И я им от всей души желаю побороть своих внутренних демонов. Оба из достаточно неблагополучных семей. Так имеют или нет такие отношения на существование все-таки? Они просто существуют равно как и люди такие. Это просто данность. Да и в манхве все в гротеске показано, и конец такой, потому что не смогли они побороть своих внутренних демонов в силу поломанной психики Сану. 

Кстати, в канву этой манхвы прекрасно вплетается иранская притча о скорпионе и лягушке. (Прочтите - она очень коротенькая). Уж не знаю, вдохновлялась ли ей мангака, когда делала лягушку тотемным животным Юм Бума, но очень похоже. А еще наряду с незабвенной Killing me softly сюда подходит песня Megadeth - Scorpion, написанная Мастейной под влиянием этой же притчи. Почему же боль причиняют я и мне подобные - потому что в нашей природе жалить.

Еще хотелось бы отметить тот факт, что Сану ни в коем разе не является психопатом - человеком с врожденным отсутствием эмпатии. Он - квинтэссенция классического социопата, все еще способного на проявления чувств, пускай и в самом больном смысле этого слова. Приходит на ум серийный убийца, расправлявшийся с проститутками, но обожавший свою жену. "Я люблю человека, которого знала все это время, и я ненавижу человека, совершавшего все эти преступления", - скажет она спустя почти 15 лет их брака. 

Обсудить

Автор: jessiemajella
Аватар jessiemajella
Все рецензии на Убить сталкера
Добавить рецензию

Вернуться к остальным рецензиям